Танкер Куйбышев
“Валериан Куйбышев” – бывший танкер объединения «Совтанкер». Спущен на воду в 1914 г. Бывший «Сураханы». В составе ЧФ с 27.07.1941 г.
Водоизмещение: 4629 брт.
Скорость: 10 уз.
2 апреля 1942 года танкер «Валериан Куйбышев» (капитан В. Г. Собко) с грузом 2500 тонн автобензина, 1000 тонн керосина, 250 тонн лигроина и 120 тонн смазочного масла в охранении эсминца «Незаможник» и двух сторожевых катеров и под прикрытием 2-х истребителей МиГ-3 следовал из Новороссийска в Камыш-Бурун. Скорость каравана была 10 узлов. В 18 ч. 59 м. у Таманского полуострова в районе банки Марии Магдалины в 10 милях к западу от Анапы в точке 44°57’N 36°58’Е танкер был атакован пятью торпедоносцами Не-111, два из которых в ходе отражения налета были сбиты. Из трех выпущенных с дистанции 10-15 кабельтовых торпед две прошли мимо благодаря произведенному маневру.
Первоначально казалось, что мимо пройдет и третья торпеда, но когда до танкера оставалось примерно 300 метров, торпеда резко изменила курс и пошла на судно. Попадание торпеды пришлось в район кормового танка №6 с 600 тоннами бензина. От взрыва на судне возник пожар. Пламя достигало высоты 30 метров. Огонь охватил кормовую часть танкера, кормовые мостик и надстройки. Вышли из строя рулевое управление и машинный телеграф. Вытекший из поврежденного танка бензин горел на воде вокруг судна.
Для борьбы с пожаром пытались применить пенотушение, но давление в магистрали рабочей воды не создавалось, так как она была повреждена. Других средств борьбы с пожаром на танкере не было. Капитан принимает решение спасать людей и разворачивает танкер так, чтобы огонь не задевал носовую часть, куда и было приказано перейти всему личному составу. После этого следует приказ оставить судно и прыгать с носа в воду. Удалось также спустить одну из шлюпок. Горящий танкер сдрейфовал на отмель, где он горел до 8 апреля, затем взорвался и, переломившись на три части, затонул.
Погибли 24 человека. Катерами охранения были спасены 32.
В настоящее время судно находится на расстоянии 200 метров от берега напротив Бугазской косы, недалеко от благовещенской погранзаставы. Танкер разломлен на три части, лежащие друг от друга на расстоянии 70 метров. Глубина: нос 8 метров, корма 12 метров. В спокойную погоду обе части видны как темные пятна. Сохранилась надстройка, в корме видны два трехлопастных винта. Рядом с носовой частью лежит якорь.
Корабль разломлен на 3 части, за одно погружение успеваем осмотреть только 2 из них. Глубина погружения до 13 метров, видимость до15 метров. Верхняя часть корабля не доходит до поверхности всего на 1 метр. Из-за далекого расположения от Анапы, дайверов там мало, но зато очень!!! много мидий огромных размеров, рапанов больших-пребольших!
Как правило, поездка на это место занимает день. Выезжаем на нашем микроавтобусе рано утром в станицу Благовещенская, на катере идем на первое погружение, отдыхаем, обедаем в одном из уютных прибрежных ресторанчиков, загораем на чистейшем песчаном пляже, купаемся в прозрачной теплой воде, потом для желающих делаем второе погружение на банке Марии Магдалины, и к вечеру возвращаемся в Анапу.